Звуки джаза на холсте

Звуки джаза на холсте

Музыка и живопись, цвет и звук, казалось бы, что может быть общего между ними, тем ни менее еще великий русский композитор и пианист Александр Скрябин видел в музыке и цвете единство, а знаменитый джазовый музыкант Дюк Эллингтон считал, что звуки, издаваемые разными музыкальными инструментами, имеют свой оттенок.

«Каждый раз я удивляюсь Тихвину», эта фраза была произнесена бессменным ведущим фестиваля, музыковедом и теоретиком джаза Владимиром Фейертагом  совсем не случайно. Именно здесь в юбилейный год на одной из концертных площадок города произошел необычный творческий эксперимент, имеющий прямое отношение к звуку и цвету, музыки и живописи. Но обо всем по порядку.

Вот уже двадцатый год подряд мы становимся свидетелями неповторимой джазовой феерии «Сенябрь в Тихвине», а идейный вдохновитель и непреходящий художественный руководитель этого уникального для города события Игорь Володин не перестает удивлять любителей джаза и просто ценителей живой музыки.

В отличие от предыдущих, нынешний юбилейный фестиваль, проходил в течении трех дней на трех площадках города (из-за непогоды выступление духовых оркестров из Великого Новгорода и Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, которые завершали фестиваль перенесли с фестивальной площадки в фойе 2-го этажа Дома культуры). Также программа юбилейного фестиваля «Сентябрь в Тихвине» включала в себя не только концерты. В течение двух дней зрители могли посетить персональную выставку тихвинского художника Игоря Петрова. Вдохновленный джазовой музыкой, мастер создал серию картин «Джазовые зарисовки».

А услышать первые звуки джаза на юбилейном Открытом фестивале духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» можно было в детской школе искусств имени Н.А .Римского-Корсакова. Именно здесь в концертном зале юные музыканты, которых собралось свыше пятидесяти, продемонстрировали свои творческие достижения. Учащиеся школ искусств из Санкт-Петербурга, Тихвина и Бокситогорска удивили зрителей своей по-взрослому яркой, талантливой джазовой игрой. Особенно выделялся коллектив из Санкт-Петербурга с говорящим названием «Jazz Kids». Фортепиано, саксофон, ударные играли так, словно инструменты были в руках профессионалов.

Но одно из главных «музыкальное блюд» ожидало тихвинцев в следующие два дня:  во Дворце культуры имени Н.А. Римского-Корсакова и Районном доме культуры.

- Джазовый фестиваль в Тихвине – это яркий пример того, как творение превзошло своего творца, - отметила председатель комитета по культуре, спорту и молодежной политике районной администрации Елена Котова. – Та свобода, импровизация, которой полон «Сентябрь в Тихвине» каждый год создает уникальную атмосферу, вносит что-то новое. Я горжусь высокой музыкальной культурой, которой обладает Тихвин и его жители.

И вот на сцене появляется «лучший молодежный оркестр в России» (как представил их Владимир Фейертаг) – биг-бенд Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П.Мусоргского под управлением Сергея Богданова. Именно им, студентам, предстояло открыть взрослую секцию. В их виртуозном исполнении прозвучали признанные музыкальные шедевры оркестрового джаза, современные композиции, а также оригинальная музыка преподавателей джазовой кафедры музыкального училища.

Если говорить о магии в музыке, то она вполне применима к долгожданной гостье фестиваля Алине Ростоцкой и ее квартету. Они совсем не боятся смешивать элементы разных стилей, от джаза до инди и фолка. А теплый, мягкий тембр голоса Алины создавал чувство свободы, простора. Было ощущение, что в ее музыке много воздуха, природы, чувств. «Вокал - до мурашек», - можно было услышать в зале.

Не каждый может рассказать через музыку о своей жизни: взлетах, падении, радости, грусти. В своей новой композиции «Многоточие» Игорь Володин виртуозно это сделал. Каждый звук, каждое нажатие клавиши было символом, отзвуком какого-то события в жизни. А в это время на сцене новгородский художник-авангардист Стос Карпов переводил на холст эту ожившую музыку. С каждой минутой картина все больше обнажала человеческую душу. Зал замер, не смея нарушить эту музыкально-художественную мистерию, а может быть, просто пытаясь понять происходящее.

После этих одновременных импровизаций я вспомнил недавно высказанную  мысль Владимира Фейертага, что джаз – не для всех, а для чувственных, эмоциональных и тех, кто воспринимает музыку в самых разных проявлениях. Но после глубокого самоанализа, в который погрузила музыка Игоря Володина, хотелось всплыть на поверхность,  глотнуть воздуха и отдышаться, что и помогло сделать зажигательное выступление гостей из Санкт-Петербурга «Sweet Hot Jazz Band». Они развлекли публику, что называется, по полной. Новоорлеанский, чикагский стили, традиционный свинг – все смешалось в их музыке. Зрители погрузились, по выражению харизматичного лидера коллектива Вовы Чё Морале,  в мир «брутального джаза», а на самом деле в мир необъятного жизнелюбия. Хриплым баритоном в манере Луи Армстронга и Джо Кокера он исполнил известные блюзовые и джазовые композиции. Под позитивные «Hello, Dolly!», «What a Wonderful World!», «Swing Brother, Swing» хотелось свинговать и продолжать любить жизнь.

- Тихвин очень нуждается в джазе, потому что эта музыка очень честная, ее нельзя петь под фонограмму, и исполнять каждый раз одинаково одну композицию. Сегодня я в очередной раз в этом убедился, - поделился впечатлением Антон Тресков, зритель со стажем после яркого гала-концерта.

А тем временем публика расходилась чуть уставшая, но довольная. Кто-то планировал продолжить музыкальный джазовый вечер в ресторане «Пражский», где должна была выступить ритм-н-блюзовая группа из города Боровичи «Da Capo Blues Band», а другие с нетерпением ждали следующего дня, чтобы в Районном доме культуры встретиться с музыкантами, за последние годы полюбившиеся тихвинцам.

И вот он завершающий день фестиваля. Здесь на сцене Дома культуры немногочисленных, но преданных джазовой музыке слушателей ждали старые знакомые – арт-квартет Тима Дорофеева из Архангельска, в музыке которых отчетливо прослеживался северный фольклор с сильными, почти осязаемыми образами - шумом Белого моря, перезвоном колоколов, мчащейся по снегу тройке лошадей, что я отчетливо услышал и увидел. Даже вокал воспринимался элементом нового музыкального инструмента.

Игорь Володин вышел на сцену с контрабасистом Юрием Грибецким и гитаристом из Великого Новгорода Вячеславом Большаковым, исполнив свои авторские пьесы - «Кафе Блюз», «Дорога домой», обаяв публику свойственной его музыке лиризмом.

После уникального творческого эксперимента, в котором на сцене встретились два вида искусства – живопись и музыка, Владимир Фейертаг выразил надежду на дальнейшие возможные в будущем интересные музыкальные опыты на тихвинском фестивале. Например, почему бы не встретиться на сцене литературе с музыкой или поэзии с музыкой. «Возможно, сегодня мы начинаем новую традицию», - заключил Владимир Борисович. А нам, простым слушателям, остается ждать еще год и верить, что он принесет нам новые музыкальные открытия и удивление.

Илья Назаров.

Просмотров: 578
Профессионал
Мастер производственного обучения отделочно-строительных работ Ольга Ивановна Субботина.
Читать далее....
Волонтеров станет больше
Поправки в 114 статье Конституции позволят стать добровольческому движению еще сильнее, - считает председатель Ленинградского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Екатерина Петина.
Читать далее....
Калькулятор дал сбой
По поручению губернатора Александра Дрозденко во всех районах Ленинградской области проходят общественные дискуссии, связанные с реформой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе общественного обсуждения власть региона надеется выявить проблемы, с которыми ежедневно сталкивается население. Тихвинский район стал третьим, где областные руководители, отвечающие за реализацию «мусорной реформы», встретились с населением. До этого подобные встречи прошли в Кингисеппе и Сосновом Бору.
Читать далее....