Как ужасны звуки войны
Как ужасны звуки войны
Учащиеся школы №1 вместе с педагогами побывали в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». Первым объектом стал памятник-танк «Прорыв», установленный в мемориальной зоне Ладожского моста в 1967 году. А вообще в музее – несколько экс-позиций. Тихвинские школьники ознакомились с диорамой «Прорыв блокады Ленинграда» и панорамой «Невский пятачок».
Великая Отечественная война накрепко связала Ленинград и районы области. С захватом немецко-фашистскими войсками железнодорожного узла Мга и города Шлиссельбург с 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокаде. Но уже через два дня командование 54-й отдельной армии, организовав первую наступательную Синявинскую операцию, предприняло попытку прорвать ее. И хотя прорыва не получилось, действия частей Красной Армии заставило врага отказаться от наступления вдоль южного берега Ладожского озера.
Одновременно со второй Синявинской операцией началось наступление на Волховском фронте, развернулись бои под Тихвином – Тихвинская стратегическая наступательная операция, в результате которой 9 декабря 1941 году город был освобожден, а враг отброшен на десятки километров на запад. Немцам не удался план соединения на Свири с финскими союзниками и полной блокады города на Неве. Лишь в январе 1943 года в ходе операции «Искра», осуществленной войсками Волховского и Ленинградского фронтов, удалось пробить брешь в блокадном кольце.
Все эти события были рассказаны экскурсоводом и воочию представлены в музее тихвинским школьникам и педагогам через трехмерную историко-культурную панораму «Синявинские высоты и операция «Искра».
Когда закончилась первая часть экскурсии, ребятам разрешили самостоятельно ознакомиться с экспонатами, найденными на легендарном Невском пятачке. Они поражали своей достоверностью. А вот их впечатления от увиденного:
- Трехмерное изображение создает впечатление передвижения по залу, сидишь на месте, но кажется, будто ходишь, – отметила одна из учениц 11-го класса. – Воспроизводимые на экране события не выглядели далекими, а рассказ о роли Тихвинской операции вызвал чувство гордости за родной город.
Вторая часть экскурсии – посещение объемно-пространственной композиции «Невский пятачок». Экскурсовод предупредила, что идти нужно осторожно – пол неровный, экспозиция находится на мес-те бывшего немецкого блиндажа.
- Вошли и тут же оказались на поле боя: окопы, подбитый падающий самолет, танк и фигуры людей в военной форме, которые вступают в рукопашный бой, бьют неприятеля, не щадя ни своих сил, ни жизни. Молоденькие, худенькие девчонки кладут раненых на лодочки и тащат по льду, и это всего лишь один день на Невском пятачке, – таким впечатлением поделился со мной коллега Олег Валерьевич.
Сотрудник музея познакомила юных экскурсантов с героями композиции, которым оказалось по 18 – 19 лет. Война застала их в расцвете юности и заставила быстро повзрослеть.
Екатерину, ученицу 10-го класса, особенно впечатлила история про Вовку, так его представила экскурсовод. «Слезы наворачиваются на глаза, восемнадцатилетний юноша был на Невском пятачке всего три дня, потерял обе ноги и чудом остался жив», – делится впечатлениями девушка.
Высказал свое мнение и одноклассник: «Для меня самое сильное впечатление – это завершение рассказа экскурсовода, мы словно проживали жизнь каждого героя, представленного в экспозиции, а в конце узнали, что выжило только трое».
Незабываемый эффект на всех произвела имитация боя, которым закончилось наше пребывание на Невском пятачке: темнота, тишина, а потом из нее нарастают скрежет танковых гусениц, залпы орудий, свист пролетающих пуль и разрывающие пространство взрывы снарядов. Двое девятиклассников несколько минут после этого не могли успокоиться, говорили, что «внутри как будто все затряслось, а сердце бешено колотилось. Звуки войны ужасны!».
Тихвинцы покидали музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» со смешанными чувствами: горечи и грусти за тех, чью жизнь забрала война; гордости за наших предков, отстоявших свободу и будущее; радости, потому что в реальной жизни никто из посетивших музей не слышал звуков войны и смерти.
Мария Назарова, педагог школы №1.
С такими вопросами мы обратились к председателю Комитета по печати Ленинградской области Константину Визирякину.
Читать далее....