В монастырь
В монастырь
В материале «У Березовского ручья» («Трудовая слава», 15 января 2020 года) мы рассказали о роли Ивана Грозного в появлении в Тихвине Введенского монастыря, который стал пристанищем его четвертой жены.
В 1604 году в Тихвин в черном монашеском облачении прибыла четвертая супруга царя Ивана Грозного Анна Колтовская. Происходила она из дворянского рода. Первый из Колтовских, Михаил Иванович Глебов, служил рязанскому князю и получил во владение Колтовскую, откуда и произошла родовая фамилия. Колтовские занимали придворные должности и участвовали в военных сражениях.
На Анне Колтовской Грозный женился после смерти Марфы Собакиной, получив в качестве исключения благословение на четвертый брак. Вскоре после венчания в конце мая 1572 года царь с молодой женой, сыновьями от первого брака, приближенными боярами, в числе которых были и два брата царицы – Григорий и Александр Колтовские, и отборным войском прибыл в Великий Новгород. В то время как войско хана Девлет-Гирея приближалось к Москве, государь пировал в новгородских мо-настырях, а потом праздновал свадьбу своего шурина Григория Колтовского. А через несколько дней гонцы привезли в Новгород радостную весть о том, что Девлет-Гирей разбит. Царь вместе с супругой и всем двором поспешил в Моск-ву. Столица приняла их с торжеством и почестями.
Но уже осенью 1572 года Анна Алексеевна была отправлена в суздальский Пресвятой Богородицы женский монастырь. Братьев Григория и Александра Иван Грозный казнил в 1575 году.
В монастыре царица приняла монашеский постриг с именем Дарья. Эта обитель часто служила местом ссылки для царских и княжеских жен. Неизвестно, как вчерашняя царица переживала свое новое положение, но, судя по дальнейшим событиям, такая кардинальная перемена не сломила ее. Инокиня Дарья подвизалась в суздальском монастыре до смерти бывшего супруга.
Согласно грамоте царя Федора Иоанновича, датируемой 1584 – 1585 годами, Дарье по ее желанию было дозволено перебраться в Горицкий жен-ский монастырь в Белозер-ском уезде. 16 мая 1586 года монастырю была дана грамота царя Федора Иоанновича, в которой он жаловал «старицу Царицу и Великую Княгиню Дарью» селом Никольское с деревнями в Белозерском уезде. Ее монашеский постриг не отменял царское достоинство, она продолжает именоваться до конца своих дней «Царицей и Великой Княгиней».
В 1604 году инокиня Дарья переехала во Введенский женский монастырь в Тихвине. Прибыла она сюда по своему желанию, о чем становится ясно из грамоты царя Бориса Годунова от 22 июля: «Писала нам блаженныя памяти государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича Всея Руси Царица старица Дарья Олексеевна: что мы ее пожаловали, велели быти, по ее обещанию в Новгородском уезде, у Введения Пречистыя Богородицы в девиче монастыре, на Тифине».
Дарья застала монастырь в бедственном состоянии – нужные деньги выплачивали в недостаточном объеме, не поступало довольствие священнику, а земли, выделенные для обеспечения обители, оказались захвачены Успенским монастырем. Сетовала царственная инокиня и на сложности с совершением богослужения: «в церкви книг мало, пети не по чему».
Царь повелел воеводе Роману Тушину указанные земли очистить и передать Введенскому монастырю, назначить денежную и хлебную ругу на 45 стариц, подобрать для монастыря священнослужителей, нанять сторожей, а также отправить в обитель богослужебные книги. Назначенную ругу, хотя и не в полном объеме, выплачивали даже при шведских властях.
Таким образом, появление инокини Дарьи в Тихвине кардинально меняет положение небогатой и малоизвестной монашеской обители. Монастырь был отдан Дарье в полное распоряжение как управительнице и попечительнице. Благодаря ее талантам, влиянию и финансовому участию обитель преобразилась, она была увеличена и отстроена. Посадские люди обращались к Дарье как своей покровительнице и советнице.
В период с 1606 по 1613 годы старанием царицы-инокини была возведена первая каменная постройка обители – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Правый его придел был освящен в честь одного из самых любимых на Руси святых, особо почитаемого в тихвинском крае, – святого Николая Чудотворца, а левый – в честь преподобного Кирилла Белозерского.
Дальнейшее развитие обители было прервано военными действиями. Тихвин подвергался набегам польско-литовских отрядов, а потом началось противостояние с бывшими союзниками – шведами. В 1613 году монастырь пол-ностью уничтожили отступающие шведы. Из всех построек сохранился только каменный собор, но и тот был сильно поврежден. Уцелевшие жители разместились на территории Успенского монастыря, обосновалась там и часть введенских стариц вместе с монастырской казной.
В 1613 году царица-инокиня Дарья написала прошение царю Михаилу Романову с просьбой о временном переселении в Устюжну в связи с разорением родной обители. Государь ответил на прошение утвердительно и повелел поселить Дарью и ее сопровождающих при Богородице-Рождественском соборе. Согласно царскому указу на Устюженский посад с 1614 по 1624 годы была возложена уплата оброка на содержание старицы Дарьи, также взамен белозерским вотчинам она получила во владение земли в Устюженском уезде.
Возвращение царицы-инокини в Тихвин состоялось не позднее 1620 года. Согласно писцовым книгам, в этом году старанием Дарьи отстроены новые кельи, а каменный храм покрыт новой крышей. Сама старица в своей духовной писала, что доходы с вотчины и царское жалование шло на прокорм монастырских насельниц и на восстановление обители. Вотчина под Устюжной и подворье в самом городе сохранялись за монастырем вплоть до 1764 года.
Царь Михаил Федорович Романов относился с особым уважением к инокине Дарье. Она была связующим звеном между династиями Рюриковичей и Романовых. Царь подчеркивал родство с Дарьей, называя ее супругой «блаженной памяти деда нашего, великого князя Ивана Васильевича», обозначая таким образом преемственность цар-ской власти и право на престол. Государь также был благодарен царице-инокине за поддержку в Смутное время, как писал И.П.Мордвинов: «Это несомненно она побудила Тихвин признать избрание Михаила Федоровича».
Благоверная царица Дарья скончалась в родной обители 5 апреля 1626 года, а перед смертью приняла постриг в великую схиму. Погребена в притворе главного собора.
Значение личности царицы-инокини Дарьи для Введен-ского монастыря огромно, но оно не ограничивается монастырской стеной и даже пределами города. Попытайтесь представь себе жизненный путь этой женщины. Юная девушка, сирота, оказывается в царских покоях, выданная замуж за немолодого и обладающего сложным и переменчивым характером государя, жены которого умирают при странных обстоятельствах.
Через совсем короткое время новый кардинальный поворот в судьбе – ссылка в монастырь и постриг. Но это событие, скорее всего, спасло жизнь Анне Алексеевне. Вместо наиболее вероятной гибели в качестве жены ее ожидал долгий жизненный путь и служение Богу в ангельском образе.
Она сочетала в себе красоту и мудрость, твердость характера и смирение, организационно-деловые способнос-ти и милосердие, патриотизм и глубокую веру. Недаром к ней с таким уважением относились жители Тихвина и так почитаема стала ее могила, к которой непременно приходили поклониться паломники, в том числе государи и великие князья, посещавшие Тихвин.
Царица Дарья была связана с Тихвинским Введенским монастырем 22 года своей земной жизни, будучи его созидательницей и попечительницей. Не покинула она нас и теперь – здесь ее дом, ее царицын монастырь, которому суждено в очередной раз возродиться из пепла
Марина Иванова.