Опасность виртуального мира
Опасность виртуального мира
ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью. Беспорядочное блуждание по сайтам, непрерывное виртуальное общение, онлайн-игры – все это указывает на развивающуюся нездоровую привычку. О проблеме интернет-зависимости школьников мы поговорили с психологом-консультантом Марией Евдокимычевой.
Подмена жизни
– К каким последствиям в будущем может привести зависимость от Интернета?
– Любая зависимость является существенным ограничением для полноценной жизни. Алкогольная, наркотическая, игровая и интернет-зависимость имеют общие черты и механизмы развития. Интернет-зависимость влияет на адаптивность к реальной жизни, формирует социопатическую личность, не умеющую общаться с живыми людьми.
В своем крайнем проявлении интернет-зависимость может привести к полной самоизоляции человека от общества. Он закрывается дома и взаимодействует с миром только через Интернет. Сейчас так можно решать любые вопросы и удовлетворять любые потребности, но это не реальная жизнь. Она проходит стороной.
Как понять, что ребенок стал зависим от Интернета?
Он больше не интересуется ничем, кроме компьютера и гаджетов, проводит с ними все время. Забывает обо всем, что не связано с этим. Самообслуживание, обязанности, учеба, кружки, живое общение практически игнорирует. Напоминание родителей о том, что надо сделать, вызывает досаду, агрессию. Также приступ ярости вызывает запрет на использование гаджета.
Фактически у ребенка реальная жизнь подменяется тем, что он находит в Интернете, в том числе виртуальным общением. Оно привлекательно тем, что можно создать вымышленный образ и наделить его любыми желаемыми чертами, как бы стать идеальным человеком, поэтому отсутствие реального круга общения у ребенка или резкое его сужение – это тоже признак зависи-мости от Интернета.
Лимит на гаджеты
Как вы сказали, зависимый от Интернета ребенок остро реагирует, когда родители пытаются вмешиваться в его новое увлечение. Что тогда делать, чтобы помочь ему победить зависимость?
Профилактика всегда лучше, чем лечение. Хорошо бы родителям изначально больше уделять внимания своим детям, вникать в их интересы, волнующие проблемы, устанавливать доверительные отношения. И учить детей жить реальной, а не виртуальной жизнью своим примером. Общение, увлечения, досуг, быт – во все это стоит активно вовлекать детей.
И обязательно устанавливать лимит на использование гаджетов. Например, один час в день после того, как сделаны все уроки и выполнены обязанности по дому. Сюда же добавим посещение кружков. Все это важнее гаджетов.
Вообще говоря, правила в семье устанавливают взрослые. Но это не значит, что с детьми не нужно разговаривать, обсуждать, договариваться. Договор работает тогда, ко-гда его подписали две стороны. Кстати, составить такой домашний договор о правах и обязанностях со школьником бывает очень полезно.
С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться Интернетом?
Самостоятельно ребенок может пользоваться Интернетом, с моей точки зрения, не раньше окончания начальной школы. И родители должны обязательно контролировать контент. Снимать все ограничения мож- но, наверное, после окончания школы, хотя это все индивидуально. Есть вполне сознательные 12 – 13-летние подростки, которых и ограничивать особо не надо, а есть безответственные выпускники школы, готовые сутками сидеть в соцсетях, забыв вообще обо всем.
Родители должны помнить, что Интернет, особенно соцсети – это место потенциальной опасности для «залипшего» подростка, потому что интернет-знакомства могут нести угрозу здоровью и жизни. Об этом тоже нужно обязательно разговаривать. О том, кто может скрываться за профилем нового знакомого и чего не надо делать ни при каких условиях.
И о порнографии тоже надо говорить. Очень аккуратно, но надо. Вообще с детьми просто необходимо разговаривать, чтобы быть в курсе их жизни. Тогда у них не будет острой необходимости прятаться в виртуальность от этого мира.
Чем позже у ребенка появляется смартфон с доступом в Интернет, тем лучше. Компьютер – это другое: там можно настроить фильтры, да и он не всегда под рукой, поэтому сейчас я знаю многих родителей, вполне обеспеченных, которые покупают детям обычные кнопочные телефоны, а не смартфоны. Даже планшет лучше смартфона, ведь его не будешь таскать в кармане и хватать каждую минуту, так что родителям стоит серьезно отнестись к вопросу выбора гаджетов и организации времени ребенка таким образом, чтобы не допустить зависимости от Интернета. И лучше всего здесь работает личный пример родителей. Все мы учимся на примере.
Привлекать детей к делам
Сейчас постепенно снимают карантинные ограничения, связанные с коронавирусом. Тем не менее многие люди по-прежнему соблюдают режим самоизоляции. Для семьи это сложный период. Во-первых, ребенок от избытка свободного времени тянется к компьютеру, а во-вторых, к нему могут тянуться и взрослые, давая тем самым негативный пример. Как организовать психологически полезный досуг в подобных условиях?
Вот основная задача здесь – искать и находить полезные и интересные занятия вне Интернета. Устанавливать жесткий лимит. Например, один час в день на Интернет. Хоть шесть раз по 10 минут, хоть сразу все шестьдесят.
И привлекать к жизни. Учить готовить, гладить белье, делать уборку вместе, читать бумажные книги, копаться в грядках, за грибами поехать в лес, потом сушить их или солить вместе. Делать это родителям самим, чтобы подавать пример и отвлекать детей.
Издавна все народы привлекали детей в деятельность взрослых, обучая так реальной жизни. Это лучшее, что может быть
Алена Петрова.