Не только обучать, но и учиться
Не только обучать, но и учиться
Учитель – это не просто работа, а еще и большая ответственность. Готовить детей к взрослой жизни, прививать любовь к точным наукам или искусству, формировать характер, воспитывать – все это включает в себя столь многогранная профессия.
9 февраля завершился районный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2018», что явилось хорошим поводом встретиться с заместителем председателя тихвинского районного комитета образования Л.Н.Муравьевой.
- Любовь Николаевна, в Тихвине завершился очередной муниципальный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года». В который раз он прошел в нашем городе?
- Рассказ об истории этого конкурса в нашем районе стоит начать с 1994 года. Именно тогда народный учитель России, почетный гражданин города Тихвина и Тихвинского рай-она учитель химии лицея №8 Виктор Яковлевич Башмаков представил Ленинградскую область на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года», где стал его лауреатом, а годом позже в таком же состязании приняла участие заслуженный учитель России преподаватель математики лицея №7 Надежда Алексеевна Новикова. И она завоевала звание лауреата конкурса.
В том формате, каким мы видим конкурс «Учитель года» сегодня, его проводят с 1996 года. Именно тогда впервые прошел районный этап. И за двадцать два года его существования сложилась определенная традиция. Хотя и менялись конкурсные задания, основа оставалась неизменной, то есть участник обязательно должен был показать себя ив образе оратора, и артиста, и мыслителя, – все это должно происходить в контексте творческого и профессионального подхода. То есть любая концепция, какой бы оригинальной ни была, она не может быть оторвана от реальности. Ее необходимо применять на практике. В последние годы появилась и новая традиция – проводить конкурс в стенах того учебного заведения (школы, лицея или гимназии), педагог которого стал победителем предыдущего состязания учителей.
- В прошлом году в конкурсе приняли участие тринадцать педагогов города и района, нынче – всего семь. С чем связано такое снижение числа участников?
- Все зависит от готовности учителя, ведь на конкурсе требуется от каждого невероятные моральные, интеллектуальные и креативные усилия. Тут оценивает и методическую грамотность, и психологическую готовность, и культуру речи, и способность к импровизации, и умение рефлексировать. Можете себе представить, насколько непросто участвовать в конкурсе. Очень важную роль играет учительская занятость.
- Любовь Николаевна, отличался ли нынешний конкурс от предыдущих, если да, то чем именно и какие необычные, оригинальные педагогические концепции или находки были представлены?
- Принципиального различая нет, но каждый год присутствует своя изюминка, участники не перестают удивлять жюри. Например, в нынешнем году в конкурсе приняли участие трое мужчин, чего в истории конкурса никогда не случалось. Очень порадовал факт участия молодого учителя из красавской школы Александра Ткаченко. Преемственность невероятно важна в педагогическом мире. Еще стоит отметить Валентину Кожуховскую, преподавателя истории из деревни Горка, которая второй год подряд участвовала в конкурсе, что является настоящим мужеством.
Если говорить о находках и концепциях, то особенно понравились двое учителей информатики – Анатолий Дзендзик из школы №6 и победитель конкурса Иван Репин из гимназии №2. Продолжают удивлять учителя физкультуры. Их регулярное участие в конкурсе последние годы уже стало некой традицией. Предмет непростой по специфике организации урока, но они всякий раз показывают методическую грамотность и новаторский подход. Интересный опыт в этом году продемонстрировала Наталья Щербакова, учитель физкультуры из школы №5.
- Учителя каких школьных дисциплин чаще всего принимают участие в конкурсе?
- За двадцать два года участники конкурса представили все школьные предметы. Например, нынче показали свое мастерство двое учителей информатики, столько же преподавателей иностранного языка. В прошлом году – учитель музыки, двое – истории, и двое – русского языка и литературы. Это придает конкурсу особую интригу.
- Согласен, разнообразие всегда интригует. А вот интересно, как сказывается на педагогиче-ской карьере учителя триумф в конкурсе?
- Все победители без всяких проб-лем продолжают работать в своих школах. Михаил Суханов, Екатерина Коськовская, Яна Малиновская... Они, победители последних лет, продолжают обогащать своей работой педагогическое сообщество. Тут стоит отметить, что любая победа только усиливает мастерство и профессионализм. Конкурс для учителя – тот рубеж, после которого, он в некотором смысле, уже не остается прежним. С одной стороны, это то, кем он был до конкурса, с другой – кем стал после него.
- С какой целью проводят конкурс: для повышения профессионального мастерства, реализации педагогических проектов или для выявления талантливых педагогов, а, может быть, повышения престижа профессии?
- Все это вместе взятое. У любого из участников всегда есть желание работать, сделать профессию лучше, и конкурс помогает выявить в педагоге те или иные стороны его профессионального мастерства. И важна не только демонстрация собственного накопленного опыта, но и желание посмотреть на самого себя на фоне работы других учителей. Это, если можно так выразиться, сверка часов, отражение себя в «педагогическом зеркале». Ведь самое важное для учителя – совершенствование в профессии, саморазвитие, самопознание. Педагог должен не только обучать, но и учиться сам. Как не стоят на месте технологии, так и эта профессия требует постоянного развития и роста мастерства. А «Учитель года» и есть тот конкурс, дающий возможность это сделать.
Беседовал Илья НАЗАРОВ.
На снимке: победитель районного конкурса учитель информатики гимназии №2 Иван Репин автивно использует в своей работе новаторские разработки.
Фото Олега Никанорова.