По сибирскому тракту
По сибирскому тракту
Двухэтажный деревянный дом с мезонином на улице Московской внешне не особо отличается от ветхих строений, сохранившихся в исторической части нашего города. И если бы не появившийся здесь недавно указатель, мало кто знал,что это за здание. Раньше здесь располагалась почтовая станция, где путники останавливались для отдыха и смены лошадей. В XIX веке через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт, по которому везли осужденных в ссылку декабристов.
В частности, в 1826 – 1828 годах проехали в ссылку декабристы С.Г.Волконский, С.П.Трубецкой, И.А.Анненков, И.Д.Якушкин, М.И.Муравьев-Апостол и другие. В 1849 году по этому тракту следовал на каторгу писатель Ф.М.Достоевский, а в 1861 году – поэт-революционер М.Л.Михайлов.
Через Тихвин проходила боковая ветвь печально знаменитого Сибирского тракта. Это не основной, а так называемый тайный путь. По нему везли особо опасных арестантов, о направлении следования которых никто не должен был знать.
С каторжниками встречался отец композитора Н.А.Римского-Корсакова. Будучи новгородским вице-губернатором, Андрей Петрович не скрывал своей симпатии к осужденным. Тихвин в то время относился к Новгородской губернии. Один из видных участников восстания на Сенатской площади М.И.Муравьев-Апостол, приговоренный к сибирской ссылке, вспоминал о встрече на почтовой станции в Тихвине с местным вице-губернатором. Андрей Петрович Римский-Корсаков сочувственно отнесся к декабристу, следовавшему на каторгу, оказал денежную помощь. «На Тихвинской станции ждал нас Корсаков (масон), находившийся на службе при министре князе Голицыне. Он упросил меня принять в виде ссуды 600 рублей на путевые издержки. Оказанную нам тогда услугу храню в памяти по сию пору. Таких добрых людей немного, с радостью о них вспоминаешь», – писал впоследствии М.И.Муравьев-Апостол.
О встрече с А.П.Римским-Корсаковым вспоминали также декабристы М.С.Лунин, И.Д.Якушкин, А.А.Бес-тужев-Марлинский. Андрей Петрович выражал сочувствие, помогал деньгами, передавал посылки от родственников.
Существует мнение, что за сочувствие декабристам и восставшим полякам (когда он был гражданским губернатором Волынской губернии) А.П.Римский-Корсаков попал в опалу и был отправлен в отставку без пенсии.
Зимой 1849 года через Тихвин на каторгу проследовал Федор Михайлович Достоевский. А в 1861 году через наш город пролег путь другого каторжника – поэта Михаила Михайлова.
Михаил Ларионович Михайлов – активный участник революционного движения. Чернышевский читал ему свою прокламацию «К барским крестьянам». В 1861 году Михайлов напечатал в Лондоне составленную его другом Н.В.Шелгуновым революционную прокламацию «К молодому поколению» и, вернувшись в Петербург, стал распространять ее. Был арестован и приговорен к шести годам каторжных работ.
14 декабря 1861 года, в день годовщины восстания декабристов, над закованным в кандалы Михайловым была совершена процедура гражданской казни, после чего в ночь на 15 декабря он был отправлен из Петербурга в Нерчинск. Живя на Казаковском золотом промысле Нерчинского горного округа, Михаил Ларионович воспроизвел события своей жизни после ареста. И вот как он описывает почтовую станцию Тихвина и памятный эпизод о пребывании в нашем городе:
«…Незадолго до света приехали мы в Тихвин, где при почтовой станции были прекрасные комнаты (даже с зеркальными стеклами в окнах), и расположились тут пить чай… Я уж сказал, что в Тихвин мы приехали рано утром 16 декабря. Хозяин долго не хотел здесь взять ничего с меня за чай, сливки, хлеб, говоря, что это было бы грех. Здесь еще не привыкли к «несчастным», едущим в своем экипаже. Дальше, около Тобольска и за Тобольском, наоборот, кажется, потому и норовили взять с меня за все подороже, что я – «секретный», а еду сам по себе, а не тащусь с партией. Когда я садился в возок в Тихвине, ко мне подошла нищая и стала просить. И ямщик, и все стоявшие близко начали останавливать ее, крича: «Разве не видишь? Разве у таких просят? Ты посмотри ему на ноги-то!». И тут разница между местами, близкими от Сибири и далекими. Здесь я уже не встречал больше нищих, а там, то есть подальше от Петербурга, они на всякой почти станции обступали меня…».
Впечатления о Тихвине содержатся и в записках декабриста Николая Васильевича Басаргина:
«На другой день мы проезжали Тихвин. Днем везде собирался народ смотреть на нас и оказывал самое сострадательное участие. В Тихвине некоторые из простого народа и купцов предлагали свои услуги и помощь. Фельдъегерь наш, как добрый человек, распоряжался и поступал с нами так, чтобы только самому не подвергнуться ответственности за слабый надзор, не прибавляя ничего лишнего со своей стороны».
Здание почтовой станции признано объектом культурного наследия республиканского значения. В 1970-е годы здесь планировали провести реставрацию и создать музейную экспозицию, посвященную декабристам, следовавшим в сибирскую ссылку. Но план так и не осуществили.
И наш земляк
Среди тех, кто вывел солдат и матросов на Сенатскую площадь, был наш земляк Антон Петрович Арбузов. Он родился в семье отставного поручика, мелкопоместного дворянина Тихвинского уезда Новгородской губернии. В 1810 году родители определили мальчика в морской кадетский корпус. Первый офицерский чин военно-морского флота – мичман – ему был присвоен в 1815 году. До ноября 1819 года служба проходила в плавании по Балтийскому морю, а затем Арбузов был переведен в гвардейский морской экипаж, прославившийся в боях с армией Наполеона.
По инициативе Арбузова в 1824 году в морском гвардейском экипаже было создано тайное революционное общество. Он активно участвовал в подготовке восстания. 14 декабря весь день находился на площади. Был арестован в числе первых в ночь на 15 декабря и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Отнесен Верховным уголовным судом к «государственным преступникам» первого разряда и сослан в Сибирь «в каторжные работы». Лишенный чинов и дворянства, Арбузов последний раз увидел родной город, проезжая через Тихвин в кандалах. После 13 лет каторги он был определен на вечное поселение в село Назаровское Ачинского уезда Енисейской губернии.
Подробности последних дней его жизни содержатся в дневнике чиновника В.Д.Философова – участника сенаторской ревизии в Сибири: «Человек необыкновенно умный, любезный и основательных сведений. Он достиг такой нищеты, что пропитывался рыбою, которую сам ловил. В который день нет улова, в тот день он без пищи. Наконец, он занемог. Четыре дня лежал и в это время выпросил у хозяйки двадцать рыбок. На пятый день та отказала ему в дальнейшей выдаче. В мороз до 30 градусов, больной, отправился ловить рыбу. Стал прочищать старую прорубь, но слабые силы изменили ему, он упал прямо в воду, выкарабкался, но не пошел домой, а продолжал ловить рыбу, закинув бродец, и, к счастью, поймал нужное количество для расплаты с хозяйкой. Придя домой, он заплатил ей свой долг и сказал, что больше ни в рыбе, ни в чем нуждаться не будет. Она подумала, что он намекает на то, что ему присланы деньги, и пошла было за ним ухаживать. Он лежал уже мертвый в постели».
Антон Арбузов был похоронен на сельском кладбище. Могилу его не сохранили, но в память о нем названа одна из центральных улиц города Назарово, установлена мемориальная доска.
Память сквозь века
В 1841 году в Сибири остались круглыми сиротами трое детей декабриста В.П.Ивашева и его жены француженки Камиллы Ле-Дантю. Пронзительная история этой любви воссоздана в фильме «Звезда пленительного счастья». Молодая француженка Камилла Ле-Дантю последовала за своим избранником, декабристом В.П.Ивашевым, в Сибирь и добилась разрешения на венчание в остроге.
А в нашем городе жили их родственники, внучатые племянники – В.В. Ле-Дантю и П.В.Гусаковская. Василий Васильевич Ле-Дантю работал в Тихвине земским врачом. После его смерти в 1897 году место земского врача занял К.Л.Гусаковский. Их могилы находятся на старом кладбище Тихвина на Николиной горе. Женой Гусаковского была родная сестра В.В.Ле-Дантю, которая работала учителем математики. Вторая сестра В.В.Ле-Дантю была акушеркой.
В 2014 году в Тихвинской город-ской библиотеке имени Я.И.Бередникова состоялась встреча с потомками Василия Васильевича Ле-Дантю, тихвинского земского врача, внука декабриста В.П.Ивашева и его жены француженки Камиллы Ле-Дантю. Одним из инициаторов этой встречи была журналистка газеты «Трудовая слава» Ирина Новикова. Потомки известного тихвинца, живущие в Санкт-Петербурге, приезжали в наш город, чтобы посетить его могилу и узнать, какая информация есть в библиотеках Тихвина об их предках. Кстати, Василий Васильевич Ле-Дантю был однокурсником Евгения Сергеевича Боткина по Военно-Медицинской академии, доктора, расстрелянного вместе с царской семьей. Василий Васильевич умер во время эпидемии холеры в возрасте 33 лет.
Подготовила Вера Краснова.